Постановление Мособлдумы от 18.12.2014 N 57/110-П "Об итогах мониторинга правоприменения Закона Московской области N 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области"



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П

ОБ ИТОГАХ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 73/2011-ОЗ "О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

Рассмотрев Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", в соответствии с пунктом 15 Положения о порядке проведения правового мониторинга в Московской областной Думе, утвержденного постановлением Московской областной Думы от 13.12.2012 № 25/37-П, Московская областная Дума постановила:
1. Принять к сведению Отчет о проведенном мониторинге правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области". (Приложение.)
2. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации и разместить на официальном сайте Московской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Московской областной Думы Чаплина Н.Ю.

Председатель
Московской областной Думы
И.Ю. Брынцалов





Приложение
к постановлению
Московской областной Думы
от 18 декабря 2014 г. № 57/110-П

ОТЧЕТ
О ПРОВЕДЕННОМ МОНИТОРИНГЕ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНА МОСКОВСКОЙ
ОБЛАСТИ № 73/2011-ОЗ "О БЕСПЛАТНОМ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ
УЧАСТКОВ МНОГОДЕТНЫМ СЕМЬЯМ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ"

I. Общие положения

Объект мониторинга правоприменительной практики (далее - мониторинг): Закон Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" (далее - Закон Московской области № 73/2011-ОЗ).
Субъект мониторинга: Московская областная Дума.
Цель проведения мониторинга: комплексное изучение правового регулирования вопросов бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области, проведение анализа результатов действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ для его дальнейшего совершенствования.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
сбор, обработку и систематизацию информации о практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ;
сбор, обработку и систематизацию информации о федеральном законодательстве, законодательстве Московской области, муниципальных правовых актах, регулирующих бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям;
подготовку по результатам мониторинга предложений по совершенствованию федерального законодательства и законодательства Московской области в сфере бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям.
Период проведения мониторинга: с 15 июня 2011 года по 31 декабря 2013 года.

II. Деятельность Комиссии по мониторингу

Мониторинг осуществлялся Комиссией по проведению мониторинга (далее - Комиссия), созданной постановлением Московской областной Думы от 27.03.2014 № 20/84-П "О проведении мониторинга правоприменения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", в следующем составе:
1) Чаплин Н.Ю. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
2) Шапкин В.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
3) Качан А.С. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ";
4) Чарышкин И.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ";
5) Емельянов О.В. - депутат Московской областной Думы, член фракции КПРФ;
6) Брежнева Д.В. - консультант Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы;
7) Бабкина С.В. - консультант отдела правовой экспертизы Государственно-правового управления Московской областной Думы;
8) Пономарева Т.П. - консультант аналитического отдела Организационно-аналитического управления Московской областной Думы.
По согласованию с Губернатором Московской области в состав Комиссии включены:
1) Тресков И.Б. - первый заместитель министра имущественных отношений Московской области;
2) Тютькова И.А. - заместитель министра социальной защиты населения Московской области;
3) Кротова А.В. - начальник Управления земельной политики Министерства имущественных отношений Московской области;
4) Тараскина Ю.Е. - заместитель начальника Управления земельной политики - заведующая отделом по распоряжению земельными участками Министерства имущественных отношений Московской области;
5) Крамаренко Е.В. - заместитель заведующего отделом демографической политики и социальной поддержки многодетных семей Управления по семейной и демографической политике Министерства социальной защиты населения Московской области.
Председателем Комиссии избран Шапкин В.Н. - депутат Московской областной Думы, член фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Комиссией разработан и утвержден План проведения мониторинга, в соответствии с которым осуществлены следующие мероприятия:
1) проведен анализ федерального законодательства и законодательства Московской области, регулирующего бесплатное предоставление земельных участков многодетным семьям;
2) разработана и утверждена анкета мониторинга правоприменительной практики Закона Московской области № 73/2011-ОЗ для муниципальных образований Московской области (муниципальные районы, городские округа);
3) проведена работа по обобщению предложений по результатам анкетирования;
4) приняты предложения по совершенствованию законодательства по теме мониторинга;
5) подготовлен Отчет о проведении мониторинга.
За время проведения мониторинга Комиссией проведено четыре заседания, в том числе одно расширенное - с участием первого заместителя Председателя Московской областной Думы Юдакова С.В.
В рамках подготовки к проведению мониторинга 9 октября 2013 года был проведен "круглый стол" на тему "О практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" с участием депутатов Московской областной Думы, членов Правительства Московской области, а также представителей муниципальных районов и городских округов Московской области.

III. Проведение мониторинга

3.1. Законодательное регулирование вопросов бесплатного
предоставления земельных участков многодетным
семьям в Московской области

При проведении мониторинга был проведен анализ следующих правовых актов:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
Земельный кодекс Российской Федерации;
Закон Московской области № 73/2011-ОЗ;
постановление Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12 "О мерах по реализации Закона Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области".

3.2. Анализ правоприменения Закона
Московской области № 73/2011-ОЗ

Целью принятия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ являлось исполнение Послания Президента Российской Федерации Медведева Д.А. Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, в котором было поручено Правительству Российской Федерации совместно с регионами проработать порядок предоставления бесплатных земельных участков под строительство жилого дома или дачи при рождении третьего и последующего ребенка.
В июне 2011 года Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен положением, согласно которому граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации Московской областной Думой был принят Закон Московской области № 73/2011-ОЗ, который вступил в силу с 15 июня 2011 года.
За время действия Закона Московской области № 73/2011-ОЗ в него были внесены изменения, направленные в основном на улучшение условий и порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям в Московской области. Так, в октябре 2012 года был принят Закон Московской области № 158/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", в котором было установлено, что для постановки на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка члены многодетной семьи не должны иметь земельные участки площадью более 6 соток (ранее было предусмотрено обязательное отсутствие земельных участков независимо от их площади). Также в этом Законе был установлен минимальный размер земельного участка, предоставляемого многодетным семьям бесплатно, он составляет 0,10 га.
Процедура предоставления земельных участков многодетным семьям стала более прозрачной. Так, Законом Московской области № 158/2012-ОЗ "О внесении изменений в Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" было установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области направляют в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области, уполномоченный Правительством Московской области, отчеты о предоставлении многодетным семьям земельных участков.
Кроме того, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области ежегодно не позднее первого февраля текущего года утверждают перечень земель и (или) земельных участков для предоставления многодетным семьям.
В перечне указываются местоположение земель и (или) земельных участков, их площадь, кадастровые номера (при наличии). Перечень публикуется в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, размещается органами местного самоуправления муниципальных районов или городских округов Московской области на их официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Закон Московской области № 73/2011-ОЗ был дополнен статьей 6.2, устанавливающей финансирование мероприятий при предоставлении земельных участков многодетным семьям. Согласно вышеназванной статье расходы, возникающие в связи с их приобретением, проведением кадастровых работ, подготовкой документации по планировке территории, а также по их обеспечению необходимыми инженерными сетями осуществляются за счет средств бюджетов муниципальных образований Московской области, бюджета Московской области, предусмотренных в указанных бюджетах на соответствующий финансовый год, внебюджетных источников финансирования, а также иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
В 2013 году Закон Московской области № 73/2011-ОЗ дополнен нормой, направленной на правовое урегулирование ситуации, сложившейся в результате изменения с 1 июля 2012 года границ между субъектами Российской Федерации городом Москвой и Московской областью.
Следует отметить, что изменения, вносимые в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ, обсуждались на заседаниях Комитета по вопросам имущественных отношений, землепользования, природных ресурсов и экологии Московской областной Думы, на заседаниях рабочей группы в Правительстве Московской области, а также проводились обсуждения с участием депутатов Московской областной Думы, представителей Министерства имущественных отношений Московской области, Министерства социальной защиты населения Московской области, администраций муниципальных районов и городских округов Московской области, представителей общественных организаций многодетных семей Московской области и общественности.
Так, 25 апреля 2012 года был проведен "круглый стол" по обсуждению проблем, которые возникают при предоставлении земельных участков многодетным семьям. В заседании "круглого стола" приняли участие: представители Правительства Московской области, органов государственной власти Московской области, депутаты Московской областной Думы, муниципальных образований Московской области, многодетных семей, общественности.
20 сентября 2012 года в Московской областной Думе состоялись расширенные слушания по проекту закона Московской области "О внесении изменений в Закон Московской области "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области", в которых приняли участие представители Правительства Московской области, депутаты Московской областной Думы, главы муниципальных районов и городских округов Московской области.
9 октября 2013 года был проведен "круглый стол" на тему "О практике применения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков многодетным семьям в Московской области" с участием первого заместителя Председателя Правительства Московской области.
В рамках мониторинга был проведен анализ обращений граждан и организаций, а также публикаций в средствах массовой информации, связанных с бесплатным предоставлением земельных участков многодетным семьям. Комиссия по мониторингу разработала анкету для муниципальных образований Московской области. Анкета состояла из 19 вопросов. В анкете были отражены основные вопросы, которые возникают при реализации Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.
В июне 2014 года анкета была разослана в муниципальные образования Московской области (36 муниципальных районов и 35 городских округов). Сбор результатов анкетирования продолжался до конца ноября 2014 года. Получены ответы от 96% муниципальных образований Московской области. Не получены результаты анкетирования от трех городских округов Московской области.
Анализ полученных от муниципальных образований Московской области материалов позволяет сделать вывод о единообразном применении Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.
Однако Комиссией по мониторингу было выявлено, что в некоторых муниципальных образованиях Московской области нарушаются положения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ.
В частности, ставятся на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка многодетные семьи, в которых только один из родителей, с которыми совместно проживают трое и более детей, имеет место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.
В то же время согласно пункту 2 части 3 статьи 3 Закона Московской области № 73/2011-ОЗ одним из условий возникновения права на бесплатное предоставление земельных участков является наличие места жительства у родителей либо одинокой(ого) матери (отца), усыновителей, отчима (мачехи), с которым(и) совместно проживают трое и более детей, на территории Московской области не менее 5 лет.
По данному вопросу Комиссией по мониторингу был направлен запрос в соответствующий муниципальный район Московской области с просьбой разъяснить сложившуюся ситуацию, и был получен ответ, согласно которому районная жилищная комиссия муниципального района рассматривает заявление одного из родителей, который имеет место жительства на территории Московской области не менее 5 лет и с которым совместно проживают трое и более детей. Земельный участок предоставляется в равную долевую собственность только тем членам многодетной семьи, которые имеют место жительства на территории Московской области не менее 5 лет.
Также в Комиссию по мониторингу поступили письма, из которых следует, что приобретение членами многодетной семьи в собственность жилого дома и/или его части рассматривается в некоторых городских округах как основание для снятия семьи с учета. В то же время Законом Московской области № 73/2011-ОЗ не предусмотрено такого основания для снятия с учета.
В Комиссию по мониторингу поступили сведения о случаях, когда многодетная семья не имеет права выбора земельного участка и снимается с учета в случае отказа от предоставленного земельного участка.
По сведениям, поступившим от муниципальных образований Московской области, основными проблемами исполнения Закона Московской области № 73/2011-ОЗ являются отсутствие свободных земель, пригодных для предоставления многодетным семьям, и отсутствие финансирования работ по формированию и обеспечению объектами инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков.

IV. Результаты мониторинга и выводы

Подводя итоги мониторинга, Комиссия считает целесообразным отметить, что принятие Закона Московской области № 73/2011-ОЗ способствовало достижению поставленных целей.
По результатам проведения мониторинга Комиссия считает целесообразным:
1) рекомендовать Правительству Московской области предусматривать финансирование работ по формированию и обеспечению объектами инженерной и транспортной инфраструктуры земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, в рамках государственных программ Московской области;
2) предложить Министерству имущественных отношений Московской области совместно с Министерством социальной защиты населения Московской области подготовить предложения по внесению изменений в Закон Московской области № 73/2011-ОЗ с целью совершенствования порядка бесплатного предоставления земельных участков многодетным семьям;
3) рекомендовать Правительству Московской области дополнить Перечень и порядок представления документов и сведений для постановки многодетной семьи на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка, утвержденный постановлением Правительства Московской области от 04.04.2013 № 222/12, в части документов, прилагаемых к заявлению, поскольку некоторые граждане меняют фамилии, имена, отчества, в результате чего выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним не отражают наличие у гражданина жилого дома или земельного участка.


------------------------------------------------------------------